Важность полноценного отдыха в походе несомненна. Для того, чтобы получить такую возможность и сохранить здоровье, необходимо тщательно подобрать спальный мешок. В настоящее время спальные мешки выпускаются двух конструкций (экзотику для экстремальных условий высокогорья и приполярных областей рассматривать не будем): "одеяло" и "кокон".
Одеяло - это практически прямоугольник, иногда с возможностью сформировать капюшон, которое с помощью молнии по краю превращается в мешок. Такая конструкция позволяет оборудовать много вариантов ночлега. Например, можно один спальник постелить под себя, а другой использовать как обычное одеяло или, если позволяет конструкция молнии, сделать из двух спальников один большой на 3-4 человека.
Кокон - это конусная конструкция с капюшоном. Кокон чисто индивидуальный спальный мешок. Сам конструкция эта значительно теплее, хотя вариантов её использования практически нет - только одним способом.
Теплове качества любого спальника определяются используемыми в его конструкции материалами. Условно спальный мешок состоит из трёх слоёв: наружная оболочка, утеплитель, внутренняя оболочка.
Наружная оболочка должна защищать от внешних воздействий, особенно от влаги и предохранять наполнитель от выпадения по волокнам. При этом наружная оболочка должна позволять спальнику "дышать". Обычно для неё используют современные синтетические ткани плотного плетения.
Утеплитель может быть как синтетически (синтепон, холлофайбер, тинсулейт и т.п.), так и натуральным (хлопковая вата, перовой пух, шерсть). Сам слой утеплителя может иметь различную толщину. От утеплителя в первую очередь зависят основные свойства спального мешка - комфортность, объём и вес.
Внутренняя оболочка непосредственно контактирует с телом человека. К ней предялляются те же требования, что и к постельному белью. Некоторые спальники предусматривают использование специально вкладыша, который, по сути, выполняет функции простыни в обычной постели. Внутренняя оболочка может быть как синтетической, так и натуральной (ситец).
При подборе спального мешка следует учитывать область его применения. Например, очень хорош армейский спальный мешок, особено когда его возят на технике. Его объём и вес практически исключают применение в пешем походе. Но спать в нём очень комфортно.
При покупке спального мешка необходимо учитывать следующее. На этикетке и самом спальнике обычно указываются три пограничные температуры: максимальная, комфортная и экстремальная. Это температура воздуха вокруг мешка. Собственно они-то и определяют условия применения спального мешка данной конструкции. Вот их значения:
Максимальная - ещё на градус больше, и вы сваритесь прямо в мешке
Комфортная - при этой температуре вы будете себя ощущать очень хорошо, находясь в спальнике голышом. Чуть меньше, и начнёте мёрзнуть.
Экстремальная - до этой температуры в мешке можно спать шерстяном тренировочном костюме, тёплых носках и шапочке. При более низкой температуре вы замёрзнете.
Фактически максимальная и комфортная температуры указывают на область применимости данного спального мешка.
При этом следует учитывать, что в замкнутом объёме палатки температура всегда на 3-4 градуса выше, чем на "улице".
Спать в мешке следует всегда раздевшись по максимуму.
После сна спальник необходимо проветривать и просушивать.
В походе спальник следует всегда хранить в чехле. Для уменьшения объёма, занимаемого спальником, в походе можно применять специальный ременной "компрессор". С его помощью можно объём спальника сократить до 3-х раз.
На базе спальный мешок должен храниться в развёрнутом и подвешенном состоянии. Для этого на современных спальниках, как правило, пришивают специальные петельки. Такое хранение не позволяет слёживаться утеплителю и сохраняет его свойства длительное время. Примерный срок службы спального мешка при соблюдении правил хранения - до 5 лет.
Стирается спальный мешок только при крайней необходимости и только вручную. Выжимать спальник нельзя!
Удачи!
Добавлено (05.08.2009, 22:23)
---------------------------------------------
Спальные коврики (кариматы)
При кажущемся многообразии, выбирать приходится между двумя - пенополиэтилен и надувной.
У ППЭ ковриков, когда они только появились примерно 25 лет назад, были неоспоримые преимущества: водостойкость (при своей пористой структуре они совершенно не впитывают воду), хорошие теплоизолирующие свойства, лёгкий вес. Сегодня добавляется и относительная дешевизна.
Практика показывает, что из массы всяких разных изделий лучшие - ижевские двухслойные коврики.
Особенности эксплуатации
1. Как носить.
Самый простой и очевидный вариант - свернуть в трубу, вставить в рюкзак и расправить на макс. диаметр. При этом рюкзак превращается в жёсткий футляр для снаряжения. Нь неочевидная вещь - при этом теряются многие полезные свойства рюкзака. И ещё его эффективный объём сокращается примерно на треть. Но многим нравится.
Второй вариант - скатать плотной "колбаской" и приторочить снаружи рюкзака. На рюкзаке для этого можно найти массу очень удобных мест. Например, под клапаном основного объёма или снизу (это всё поперёк), слева или справа под стяжками - это, соответственно, вдоль рюкзака. Да полная свобода фантазии и опыта ваших хождений. При любом из вариантов я бы рекомендовал сшить для коврика отдельный мешочек по типу чехла спального мешка - будет удобнее. Особенно, если вы предпочитаете стиль походов "милитари" и имеете снаряжение военных окрасок, чехол из камуфляжки поможет спрятать от глаз цветной "гражданский" коврик.
Третий вариант - сложить коврик гармошкой так, чтобы размер секции соответствовал спине рюкзака. Мы у себя, в "Православных витязях", применяем такой способ для рюкзаков собственной разработки - там для крепления коврика внутри рюкзака пришиты специальные резинки, и для армейских рейдовых рюкзаков - там для коврика предусмотрен специальный карман с застёжкой. Такой способ позволяет подогнать свойства рюкзака к станковому или каркасному, не вводя в него дополнительных элементов. Недостаток способа в том, что достаточно быстро коврик начинает ломаться по сгибам, примерно через 3-4 года.
2. Как ещё использовать
Объём стандартного (180х60 см) двухслойного коврика порядка 10 литров. А объём элементов плавучести морского спасательного жилета из того же материала - 14 литров. Из двух ковриков, свёрнутых и связаннывх вместе, можно сделать плотик, который человека с грузом уверенно выдержит. А на одном коврике можно уверенно плавать самому без груза, например, первому человеку при наведении переправы.
Из того же коврика очень полезно сделать для себя "пятиточечник" (сидушку, пендюру, под ж..ник и т.д. - масса фольклорных названий). Это маленький коврик по размеру собственного сидалища (чуть побольше) на резиновом ремешке. В походе всегда, кроме сна и санитарных надобностей, находится на "рабочем месте". В результате, куда бы вы не сели - "тепло и сухо".
К недостаткам ковриков из ППЭ я тонёс бы всё же малую толщину для комфортного отдыха - приходится тщательно готовить площадку для сна, чтобы в бока ничто не упиралось. И ещё ПРИ ГОРЕНИИ ППЭ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЦИАНИД!!! Будьте особенно осторожны со всякого рода горящими штуками внутри палаток.
Другой вариант ночной подстилки - надувные коврики.
Обычно на выбор имеются три варианта: надувной пляжный матрас, надувная кровать и самонадувающийся туристический коврик.
Пляжный матрас - самый неудачный вариант. Он тяжёлый и холодный, поскольку сделан из резины с верхним тканевым слоем. Ночью резина честно передаёт холод от земли к вам, несмотря на огромный слой воздуха.
Надувная кровать, например широко известные от INTEX, очень хороша в кемпинге. Т.е. когда её не нужно постоянно таскать с собой. Хотя по-сути это тот же надувной матрас, но сделан он из других материалдов и значительно толще - не такой холодный. За счёт большой своей толщины такой матрас делает сон очень комфортным. Но, опять же, если его не нужно с собой таскать.
А вот самонадувающиеся коврики сделаны специально для туристов. В чём, собственно, главная "фишка"?
Такой коврик сделан из резинотканевой оболочки и пористого наполнителя. И имеет воздушный клапан. В свёрнутом состоянии он по объёму чуть меньше такого же по размеру ППЭ коврика, а по весу чуть больше. НО!
На стоянке вы просто разворачиваете коврик и открываете клапан. Коврик расправляется и наполняется воздухом САМ! Если вы хотите сделать его чуть толще и жёстче, то просто поддуваете черех тот же клапан.
Сложить коврик: открыть клапан; скатать, выжимая воздух; закрыть клапан.
Развернуть коврик: вытащить из чехла, бросить на спальное место; открыть клапан; перед сном поддуть при желании и не забыть закрыть клапан.
Коврики такие бывают различных размеров и толщины. Соответственно, разнится и цена. Дороже "пенки" он примерно в 4-5 раз, но значительно лучше и полностью оправдывает затраты на него.
К недостаткам могу отнести возможность его проткнуть (ремкомплект идёт вместе с ковриком), и вероятность попадания мелкого мусора типа песчинки в клапан, который (у моего коврика) неразборный. Прочистить клапан довольно трудно, но мне удалось его продуть.
Храниться такой коврик должен в развёрнутом положении и с открытым клапаном, что не так удобно, как с "пенкой".
Удачи!